[ увеличить ]

[ увеличить ]

[ увеличить ]

[ увеличить ]

[ увеличить ]


Самым знаменитым из памятников первобытного искусства на территории Англии является мегалитическое сооружение в Стоунхендже (в окрестностях Солсбери, в западной Англии). Этой величественной ритуальной постройке, связанной, вероятно, с культом солнца, уже 3,5-4 тыс. лет. В период железного века, в 1 тыс. до н. э., в Великобританию переселились кельтские племена. Они оставили превосходные украшения из бронзы и золота с причудливым геометрическим орнаментом и изображениями животных в так называемом "зверином стиле". В середине 1 в. территорию Англии завоевали римляне. Однако римских сооружений сохранилось очень мало (остатки терм и крепостных стен в Лондоне и Бате). В V-VI вв. Англию заселили германские племена англов, саксов и ютов, принесшие свои формы деревянного зодчества. Развитие собственно английской архитектуры начинается с VII в. - времени сложения англосаксов как народности. Преимущественно речь идет о жилых и церковных постройках, выполненных в форме деревянного каркаса, заполняемого кирпичом или камнем. В этих сооружениях постепенно вырабатывались формы архитектуры Средневековья.


Развитие архитектуры романского стиля связано с вторжением в Англию нормандцев (1066). Вильгельм Завоеватель начал обширное строительство замков и церквей. К концу XII в. по стране насчитывалось уже около 80 замков с донжонами (отдельно стоящими башнями, где жили королевские вассалы) и 95 крупных соборов и монастырей. Нигде в Европе не увидишь такого разнообразия романских построек. Главным замком считался лондонский Тауэр (1080), принадлежавший самому Вильгельму: Белая башня (донжон) Тауэра построена в четыре этажа, имеет 28 м. в высоту, а ее массивные стены в основании достигают толщины 6м.
Замок в Рочестере, построенный около 1130 г. (увы, уже руина), имел толщину стен в жилых помещениях 3,5 м. Одним из самых старых среди каменных сооружений Великобритании считается замок Хэпстоф (1067). Остатки романских замков сохранились в Дувре, Ноттингеме, Рочестере, Ньюкасле и др.
В английских романских церквах нефы (продольный объем церкви) значительно более удлиненные, чем те же нефы в Европе. Высота собора в Уинчестере более 170 м, длина нефа в церкви равняется 13 арочным пролетам, в Норуиче таких пролетов 14. В пасмурной Англии обязательным был верхний ярус окон. Льющийся сверху свет контрастировал с мощью грузных массивных стен. Наиболее известны церкви в Рочестере, Глочестере, Питерборо, Херфорде, Сент-Албансе, Линкольне и Эксетере.
Собор в Дархеме, начатый в 1093 г., представляет собой прекрасный пример романской архитектуры в Великобритании. Около 1130-1133 гг. центральный неф этого огромного собора был впервые в Европе перекрыт нервюрным крестовым сводом (сохранилось до н.вр.). Это предвосхищало принципы готической архитектуры.


Англия восприняла готику с задержкой, только во второй половине XII в., и притом из Франции. Но присутствие этого стиля продолжалось в Англии дольше, чем в других европейских странах. Готические конструкции позволяли расширять и возвышать здания, заменять массивные стены окнами и заполнять пространство светом. Тяжелые столбы были заменены пучком стройных колонн. Башни стали более вытянутыми и тонкими.
В конструкциях переходной готики (1145-1189 гг.) уже используются ломаные арки. Один из примеров - собор в Рипоне (1181). Но наиболее ярким образцом служит хор собора в Кентербери.
Для примитивной готики (1190-1307 гг.) характерны стрельчатый крестообразный свод, узкие ломаные арки и ланцетовидные окна. В этом стиле выдержан собор в Солсбери (между 1220-м и 1258 гг.)
Декоративная (или украшенная) готика. Первая фаза началась к 1280 г. и продолжалась до смерти Эдуарда III в 1377 г. Исчезает заостренность форм, окна становятся больше и шире, част заполняя собой фасад, появляется пристрастие к изогнутым линиям, криволинейному "пламенеющему" декору. Лучшими образцами являются собор в Эксетере, западный фасад собора в Йорке и зал капитула при Вестминстерском аббатстве в Лондоне.
Перпендикулярная готика - последняя, наиболее долгая фаза в английской готической архитектуре. Этот особый стиль получил в Великобритании полное развитие по контрасту со странами континентальной Европы, которые находились в то время уже под влиянием Ренессанса. В церковной архитектуре этот стиль характерен главным образом для небольших сооружений. Основная характеристика перпендикулярной готики - декор из бесконечного ряда бегущих ввысь "перпендикуляров" и сложнейшее ювелирное плетение нервюр сводов: веерообразных, сетчатых, сотовых, звездчатых и других. Иллюстрируют перпендикулярную готику находящаяся в королевском колледже капелла в Кембридже (1446-1515 гг.), капелла Св. Георгия в Виндзоре (1475-1509 гг.), неф собора в Кентербери (начало строительства 1378г.), неф собора в Уинчестере (1450 г.), капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и, конечно, собор в Бате. Перпендикулярная готика обогащается в конце XV в. формами стиля Тюдор - массивные опоры заменяются консолями, рождается уплощенная "арка Тюдоров". Аббатство Бат может считаться шедевром церковной архитектуры этого стиля. Однако с приходом к власти Генриха VII в 1485 г. доминирующая роль переходит к светскому строительству.


С 1550-го по 1620г. строятся многочисленные фахверковые (деревянные конструкции с каменными или кирпичным заполнением стен) резиденции для процветающего среднего класса и зажиточной аристократии. Это двухэтажные особняки: в нижнем этаже размещали прихожую, а в верхнем - жилье. Лондон вырос в XVI-XVII вв. почти в десять раз: узкие улицы застраивались сплошными рядами фахверковых домов с нависавшими верхними этажами; кровля крылась соломой, плитами, сланцем или черепицей.
В дворцовой архитектуре характерный для Средневековья тип закрытого со всех сторон строения с внутренним двором был заменен на более репрезентативные Е- и Н-образные планы зданий с боковыми флигелями необыкновенно важную роль в постройках елизаветинского и якобианского времени играют лестницы. Они становятся центром всего интерьера.


Этот новый для английской архитектуры этап начался уже в XVII в., при династии Стюартов. Его открыл выдающийся архитектор Иниго Джонс (1573-1652 гг.). Будучи в Италии и изучая там архитектуру, он был захвачен художественным стилем Ренессанса и решил познакомить с ним Великобританию. Его проект дворца Уайтхолл в Лондоне - первая целостная комплексная ансамблевая композиция в Англии. Из этого проекта Иниго Джонсом был построен только Банкетный зал (1619-1622 гг.). Двухъярусный фасад, оформленный колоннами, по ясности и благородству не имел себе в Англии равных. Иниго Джонс построил также Павильон Королевы (1616-1635 гг.) в Гринвиче, перестроил в 1647-1653 гг. часть Уилтонхауса в Уилдшире. Однако в ренессансных произведениях Иниго Джонса проявлялась уже склонность к классицизму.


Классицизм в английскую архитектуру тоже привнес Иниго Джонс (во времена царствования Карла I). Особое внимание при этом он обращал на постройки А. Палладио. Начиная с 1625 г. новый стиль стал находить реальное место в архитектуре английских усадеб. В английском классицизме в течение многих лет (даже после смерти) безраздельно царил Кристофер Рен (1632-1723 гг.). после большого лондонского пожара ему была поручена реконструкция 53 церквей и многих светских построек: нового собора Св. Петра, Военно-морской школы в Гринвиче, Шелденского театра (1669г.) в Оксфорде и библиотеки в Тринити-Колледже в Кембридже (1676-1684 гг.). Кристоферу Рену удавалось вписать в английский пейзаж строго организованные формы классической архитектуры. В своем творчестве он пытался дать национальную трактовку классическим формам.
Некоторые архитекторы увлекаются в конце XVII - начале XVIII в. пышным и пафосным стилем барокко. Это Джон Ванбру (1664-1726 гг.) и Николас Хоксмор (1661-1736 гг.): замок Хоуард, дворец Блэним (в Оксфордшире). В 1711 г. Хоксмор принимает также заказ на шесть лондонских церквей: одна из них церковь Св. Марии (Вулнот) в лондонском Сити.
Барочная архитектура привнесла фантазию и движение в классический архитектурный строй. Но Англия практически не откликнулась на барокко. Его заменил в 1720-х гг. палладианский стиль. Этому строгому классическому стилю в то же время не была свойственна симметрия. Началось активное строительство палладианских усадеб в искусственно "диких", асимметричных английских парках. В таких архитектурно-парковых ансамблях стали звучать романтические ноты, особенно сильно во второй половине XVIII в.: в парках стали строить гробницы и воспроизводить руины, подражая Средневековью и Востоку.
Открытие древних Помпей и Геркуланума пробудило в англичанах страстное увлечение античностью в архитектуре. Джон Вуд составил план перестройки Бата в город "римского" образца с портиками, колоннадами, форумом, амфитеатром и термами, организовал городское пространство с помощью больших площадей прямоугольной и круглой формы и единообразных фасадов, украшенных колоннами и античным декором.
В 1758 г. получает широкую известность сын шотландского архитектора Роберт Адам (1728-1792 гг.). во время длительного путешествия по Европе он познакомился с древней архитектурой и с неоклассическими теориями. Роберт Адам и его братья работают в Лондоне, вводя в палладианский стиль некоторую легкость и декоративность. Большинство произведений Адама - это частные дома.


Господство романтизма вызвало волну увлечения экзотикой. Известный архитектор Джон Нэш (1752-1835 гг.) выстроил множество усадеб в готическом, китайском, индийском, мавританском стилях. Но в это же время Нэш в классическом духе осуществил застройку ансамбля Риджентс-парка в Лондоне и Королевского павильона в Брайтоне.
Начиная с 1840 г. утверждается возрождение готики, дошедшее до своего апогея между 1855-м и 1885 гг. кроме следования старым формам, "неоготики" старались передать настроение и дух Средневековья. Даже для здания Лондонского парламента был выбран позднеготический стиль. Общая композиция этого сооружения принадлежит Чарльзу Бэрри (1795-1860 гг.). Он также реконструировал Вестминстерский дворе после пожара в 1834 г. в ратуше в Галифаксе (Йоркшир) готический эффект вертикалей и множественности деталей Бэрри соединяет с классическими формами. Эту традицию продолжает Альфред Уотерхаус (1830-1905 гг.): он строит в Лондоне Естественноисторический музей с романскими башнями и ратушу в Манчестере.
К концу века романтические тенденции в Англии ослабевают. Построенный в это время в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве, католический собор (архитектор Дж. Бэнтли) чужд английской средневековой традиции. Несмотря на заимствования из византийского и романского французского искусства, Вестминстерский собор все же является современным произведением. В то же выразившийся в архитектуре и оформлении интерьеров. Шотландский стиль - это простые асимметричные тяжеловесные здания, зато интерьеры решались с использованием раскрашенного резного дерева, цветной керамики, витражей, оставлялась некрытой каменная кладка (фахверк).
Крупнейшим новатором в архитектуре был Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928), работавший в Глазго и Лондоне. Макинтош - один из основоположников стиля модерн и предшественник функционализма (рационализм в планировании интерьеров).
XIX в. был прежде всего периодом обновления стилей. Индустриальная революция и переселение сельского населения в города стимулировали массовую застройку: жилые дома и заводы, на которых новые жители должны были работать. Прогрессивные тенденции в английском зодчестве второй половины XIX в. связаны с использованием передовых достижений техники. Железо стекло играют большую роль в архитектуре XIX в. Главный павильон Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне - Хрустальный дворец, построенный Джозефом Пакстоном (1801-185 гг.), - считается чудом инженерного искусства. Железо и бетон нашли место в строительстве многочисленных промышленных зданий, вокзалов, железных дорог, мостов (особенно интересны построенные Томасом Телфордом, 1757-1834 гг.), концертных залов - зал "Альберт-холл", огромный амфитеатр на 8 тыс. мест, был перекрыт стеклянным куполом.


В начале века неоготика и неоклассицизм сохраняли еще немаловажное значение. Наиболее яркий представитель неоготики ХХ в. - Джильберт Скотт (1880-1960 гг.). Он возвел последний большой собор в готическом стиле - англиканский собор в Ливерпуле из красного песчаника.
В период между Первой и Второй мировыми войнами наиболее известным архитектором является Лаченс (1869-1944 гг.), который адаптировал классический стиль к требованиям современной эпохи. Лаченс строил частные дома, проектировал религиозные постройки. Неоклассицизм Лаченса стал признанным стилем для официальных и банковских зданий 20-30-х гг.
С промышленным ростом началось хаотическое разрастание городов. Новые градостроительные концепции были выработаны социологом Э. Хоуардом. Он противопоставил городам-гигантам проект города-сада. С 1920 г. в 30 км от Лондона строился город-сад Уэлен по проекту Л. де Суассона. Эти идеи получили развитие у Р. Ануина: в 1922 г. он разработал схему большого города, окруженного маленькими городами-спутниками. Они были созданы вокруг Лондона, Ланкашира, на холмах Клида и на юге страны. Ряд прогрессивных идей воплотился в городе-спутнике Лондона Харлоу: архитектор Ф. Гибберд, четко выделив промышленные и жилые районы, разбив города на микрорайоны с самостоятельной инфраструктурой, стремился при этом связать застройку с окружающей природой. Сохранить рельеф местности и лесные насаждения. После Второй мировой войны идея городов-спутников распространилась с огромной скоростью по всем странам.


вверх
© Copyright by Magic&Bug.
[ на главную ] [ на главную ]
Хостинг от uCoz